Из «Коллекции родительских ошибок» -2
Коллекция родительских ошибок -2.
В младенческом возрасте первое получение удовольствия связано с едой: удовольствие-насыщение. И впервые ребенок познает неудовольствие – если его не покормили. Он осознает, что его счастливое чувство насыщения зависит от кого-то другого, и он – не всемогущ. Этот опыт очень важен для способности получать удовольствия в будущем. Если опыт был неудачным, вырастая, человек всегда будет считать, что его удовольствие зависит от кого-то другого, а сам не будет делать ничего.
Ребенок в раннем детстве (2-4 года) еще не может объяснить и понять, он только чувствует. И взрослые могут помочь найти форму для проявления этих чувств.
Взрослые должны понимать его, а не он - взрослых. А родители часто требуют понимания от малыша, не желая или не умея, понимать его. То «ты еще мал», то «ты уже большой», то разрешают, то это же самое запрещают, то ничего не замечают, то укоряют, «пилят», «дергают», наказывают. Он уже не понимает, за что его наказывают, чем недовольны. Ему ясно только одно – он плохой, им постоянно недовольны. Формируется комплекс неполноценности. «Убейте меня, если вы меня не любите»,- однажды вырвалось у четырехлетнего сына.
Нет смысла внушать детям восторг перед тем, что приятно нам самим: «Как прекрасна эта симфония (салат, учебник истории, фигурное катание, выставка импрессионистов…). Это – пример корыстной родительской любви. стремящийся к полному слиянию. В результате такого внушения могут вырасти дети-клоуны, лишенные собственного лица, вкуса, мнения, неповторимости. Невозможно научить ребенка любить музыку. Но можно «заразить» его своим искренним восторгом в момент исполнения любимого вами произведения. Роль родителя – дать пример осознанного и радостного проживания самых обычных вещей, поделиться с ребенком собственным чувством любви к жизни. И уметь откликаться на его радости, проживать их вместе с ним.
Когда родительская любовь – сверхопекающая или нацеленная на сверхдостижения, тогда родители пренебрегают тем «собственным», что есть в их детях. В результате, ребенок перестает себя слышать и уже не доверяет себе, он будет чересчур зависим от чужих взглядов и чужих желаний. Возникает страх неправильно поступить перед выбором, огорчить кого-то своим поступком, сказать что-то плохое.
Надо, чтобы родители замечали и уважали то, что ребенок любит. Мы можем позволить ему выбирать себе одежду, можем считаться с его вкусовыми предпочтениями. Можем спрашивать его мнение, не отмахиваться от его предложений и прислушиваться к его эмоциям. Делая так, мы признаем в ребенке личность, и даем ему понять, что уважаем его своеобразие. А он научится выбирать, что для него хорошо и полезно, сумеет отстаивать свою позицию, будет меньше подвержен конформизму.
Конечно, родителям важно установить ясные разумные ограничения. И тогда ребенку внушают, что те вещи, которые он хочет (например, конфета или велосипед), совершенно ему ни к чему. В зрелом возрасте, он сам будет отказываться от того, что ему выгодно, и, ведомый своим подсознанием, будет действовать неадекватно и принимать решения, не способствующие успеху (уходить с работы, расставаться с любимым человеком), находя разные оправдания, не понимая, что причина – в его подсознательной привычке.
Уже выросшему сыну часто внушают, что он не имеет права жениться до тех пор, пока он не добьется успеха. Под успехом его родители подразумевают деньги. И, не имея денег, он отказывается от свадьбы, действуя в соответствии с заложенным в подсознании убеждением.
В младенческом возрасте первое получение удовольствия связано с едой: удовольствие-насыщение. И впервые ребенок познает неудовольствие – если его не покормили. Он осознает, что его счастливое чувство насыщения зависит от кого-то другого, и он – не всемогущ. Этот опыт очень важен для способности получать удовольствия в будущем. Если опыт был неудачным, вырастая, человек всегда будет считать, что его удовольствие зависит от кого-то другого, а сам не будет делать ничего.
Ребенок в раннем детстве (2-4 года) еще не может объяснить и понять, он только чувствует. И взрослые могут помочь найти форму для проявления этих чувств.
Взрослые должны понимать его, а не он - взрослых. А родители часто требуют понимания от малыша, не желая или не умея, понимать его. То «ты еще мал», то «ты уже большой», то разрешают, то это же самое запрещают, то ничего не замечают, то укоряют, «пилят», «дергают», наказывают. Он уже не понимает, за что его наказывают, чем недовольны. Ему ясно только одно – он плохой, им постоянно недовольны. Формируется комплекс неполноценности. «Убейте меня, если вы меня не любите»,- однажды вырвалось у четырехлетнего сына.
Нет смысла внушать детям восторг перед тем, что приятно нам самим: «Как прекрасна эта симфония (салат, учебник истории, фигурное катание, выставка импрессионистов…). Это – пример корыстной родительской любви. стремящийся к полному слиянию. В результате такого внушения могут вырасти дети-клоуны, лишенные собственного лица, вкуса, мнения, неповторимости. Невозможно научить ребенка любить музыку. Но можно «заразить» его своим искренним восторгом в момент исполнения любимого вами произведения. Роль родителя – дать пример осознанного и радостного проживания самых обычных вещей, поделиться с ребенком собственным чувством любви к жизни. И уметь откликаться на его радости, проживать их вместе с ним.
Когда родительская любовь – сверхопекающая или нацеленная на сверхдостижения, тогда родители пренебрегают тем «собственным», что есть в их детях. В результате, ребенок перестает себя слышать и уже не доверяет себе, он будет чересчур зависим от чужих взглядов и чужих желаний. Возникает страх неправильно поступить перед выбором, огорчить кого-то своим поступком, сказать что-то плохое.
Надо, чтобы родители замечали и уважали то, что ребенок любит. Мы можем позволить ему выбирать себе одежду, можем считаться с его вкусовыми предпочтениями. Можем спрашивать его мнение, не отмахиваться от его предложений и прислушиваться к его эмоциям. Делая так, мы признаем в ребенке личность, и даем ему понять, что уважаем его своеобразие. А он научится выбирать, что для него хорошо и полезно, сумеет отстаивать свою позицию, будет меньше подвержен конформизму.
Конечно, родителям важно установить ясные разумные ограничения. И тогда ребенку внушают, что те вещи, которые он хочет (например, конфета или велосипед), совершенно ему ни к чему. В зрелом возрасте, он сам будет отказываться от того, что ему выгодно, и, ведомый своим подсознанием, будет действовать неадекватно и принимать решения, не способствующие успеху (уходить с работы, расставаться с любимым человеком), находя разные оправдания, не понимая, что причина – в его подсознательной привычке.
Уже выросшему сыну часто внушают, что он не имеет права жениться до тех пор, пока он не добьется успеха. Под успехом его родители подразумевают деньги. И, не имея денег, он отказывается от свадьбы, действуя в соответствии с заложенным в подсознании убеждением.