Девять дней молчания
Я раньше весьма смутно представлял идею буддизма. Оказывается, Будда в своих поисках обошёл всех материалистов, так как смог проверить на практике ленинскую мысль: "Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях". Методика, приписываемая ему, понравилась мне своей предельной честностью. Запрещаются любые визуализации, мантры и т.п. Методику можно было бы назвать научной, в её основе лежат лишь два недоказанных утверждения:
1. Невозможно получить одно и тоже ощущение дважды, как невозможно дважды войти в одну и ту же реку. Если не порождать новые ощущения, а просто ощущать те, что есть, то они проходят.
2. Любое страдание и любое удовольствие человек получает через тактильные ощущения. Человеческое тело можно уподобить такой математической абстракции, как "конечный автомат". При этом текущее состояние автомата содержится в тактильных ощущениях. Так, многие особенности поведения можно объяснить не прибегая к эзотерике и психологии. Например, если появился специфический комок в горле, то человек думает, что он обиделся, ему тяжело говорить. Если есть острое ощущение во рту - он будет хотеть острого, и при случае ввернёт какое-нибудь крепкое словцо. Если в области носоглотки есть влажно-сладкое ощущение - ему может хотеться сладкого или близких отношений.
Существуют и другие "врата": зрение, слух, обоняние, вкус и ум. Насколько я понимаю, все они представляют собой мало и многомерные матрицы, основной характеристикой которых является изменчивость. Они подобны экрану кинескопа, который постепенно гаснет в отсутствие потока электронов и загорается в том месте, куда этот поток попал. Отличие наших кинескопов от обычных в том, что они гаснут только тогда, когда на них смотрят.
Если человек имеет влечение или отвращение в данный момент, он зарабатывает себе ощущения на будущее. Если человек спокоен и осознан во время ощущения, то оно пройдёт. Грубо говоря - если у меня болит палец при сгибании, это значит, что если я его осторожно согну раз сто без сонливости и фанатизма - то боль пройдёт.
Всё бы хорошо, но здесь есть такая проблема как ум. Тело очень большое, суставов и степеней свободы в нём очень много, и пока я гну пальцы, мой ум может наплодить очень много новых ощущений. Поэтому необходима серьёзная тренировка ума. Необходимо научить его по команде игнорировать сильные ощущения и концентрироваться на слабых. Ведь он постоянно пребывает в своих "глюках" и заставить его осознавать осязательную "реальность" не так то просто.
В общем, процедура, пройденная мной, такова:
Первые дня два просто сидели и осознавали дыхание.
В третий день учились чувствовать участком кожи под носом поток вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Затем учились осознавать всё тело, но не целиком, а маленькими кусочками. В идеале, надо было научиться пускать поток внимания от макушки до стоп и обратно.
Всё происходило молча, только на десятый день можно было говорить. Подъём в 4 часа, медитация, в 6.30 завтрак, медитация, в 11 обед, медитация, около четырёх дня можно было съесть фрукт, медитация, лекция, медитация, около 9 вечера отбой. Кстати, весьма похожие условия были у монахов в Бирме, откуда Випассана и была привезена в Индию в 1960-х, потом распространена по всему миру, и, наконец, дошла до Урала.
Теперь немного о грустном. Для успеха в этой практике, для ускорения переживания ощущений, есть два взаимодополняющих метода - успокоение и концентрация ума, и боль. Утончённый ум может воспринимать даже слабые ощущения как сильные и яркие, и таким образом ускорять их исчезновение. Но есть опасность увлечься приятными ощущениями и начать их нарабатывать. Приятность ощущений субъективна, и ранее приятные ощущения могут всегда стать неприятными. Поэтому, практикуется адхиттана - часовое сидение без движения. Боль как бы ускоряет время, ум начинает активнее бегать по телу и не может вырваться в иллюзию. Очень важна некая душевная боль, осознание, что мне нечего терять, кроме своих оков. Считается, что Будда намерился сидеть и сидел неподвижно медитируя так долго, сколько необходимо для достижения просветления. Из недавних похожих примеров можно вспомнить Порфирия Иванова. На самом деле, для души боли не существует, существует негативное отношение к ощущениям.
Прошло примерно 6 лет, как я увлекаюсь диагностикой и чисткой (своей) кармы, читал Лазарева, хожу на занятия в "Миротворец". Меня постоянно подмывало спросить у сведущих - а сколько же ещё кармы осталось в процентах от того, что было? Теперь понятно, что глупо спрашивать о том, что можно просто пощупать. Приблизительно понятно, что в момент смерти (или подъёма Кундалини ;) ) может происходить взрывная отработка (наработка) кармы, и человек, переживший клиническую смерть, будет совсем другим. Объясним и эффект фантомных болей - человек конечность потерял, а карма конечности ещё осталась.
Стала очевидна глупость самоубийства. Только кажется, что тело нас держит, как в клетка. На самом деле, это мы вцепились в него мёртвой хваткой и забыли, как отпустить. Тело более подобно горшку с землёй на подоконнике, который следует прорасти своими корнями-ощущениями и показаться на свет. Тело подобно младенцу, которого мы кормим от пуза, когда он плачет, в то время, как он всего лишь хотел общения.
Обескураживает количество информации, посылаемой сознанию, и не доходящей до него. Это примерно как если бы в России к каждой розетке и лампочке поставить по электросчётчику и с каждого счётчика протянуть провод до Москвы, а потом забыть про это.
Очень хорошим советом является "Дышите глубже!". Осознавая дыхание можно за несколько десятков минут существенно поправить себе настроение, ведь в носоглотке находятся многие ощущения, отвечающие за него.
Випассана хорошо сочетается с другими техниками, и, вероятно, это было одной из причин её деградации и утраты на родине - в Индии. Она позволяет, например, достичь немалых результатов в йоге - тело можно сделать подобным тряпке - оно не будет особо протестовать в любой позе. Или у меня получалось расправить позвоночник так, что рост увеличивался на пол головы или более. Лазарев описывает похожую технику поднятия больших весов - "нужно расслабить всё, что можно, и тогда там, где надо, напряжётся само." Другие участники курса рассказывали о многочисленных осознанных сновидениях.
Много чего хотелось ещё написать, но пожалуй хватит. Если кто-то всерьёз вознамерится пройти Випассану, рекомендую забыть всё, что тут написано, ведь ничего повторить нельзя. :) Я желаю всем счастья! ;)
1. Невозможно получить одно и тоже ощущение дважды, как невозможно дважды войти в одну и ту же реку. Если не порождать новые ощущения, а просто ощущать те, что есть, то они проходят.
2. Любое страдание и любое удовольствие человек получает через тактильные ощущения. Человеческое тело можно уподобить такой математической абстракции, как "конечный автомат". При этом текущее состояние автомата содержится в тактильных ощущениях. Так, многие особенности поведения можно объяснить не прибегая к эзотерике и психологии. Например, если появился специфический комок в горле, то человек думает, что он обиделся, ему тяжело говорить. Если есть острое ощущение во рту - он будет хотеть острого, и при случае ввернёт какое-нибудь крепкое словцо. Если в области носоглотки есть влажно-сладкое ощущение - ему может хотеться сладкого или близких отношений.
Существуют и другие "врата": зрение, слух, обоняние, вкус и ум. Насколько я понимаю, все они представляют собой мало и многомерные матрицы, основной характеристикой которых является изменчивость. Они подобны экрану кинескопа, который постепенно гаснет в отсутствие потока электронов и загорается в том месте, куда этот поток попал. Отличие наших кинескопов от обычных в том, что они гаснут только тогда, когда на них смотрят.
Если человек имеет влечение или отвращение в данный момент, он зарабатывает себе ощущения на будущее. Если человек спокоен и осознан во время ощущения, то оно пройдёт. Грубо говоря - если у меня болит палец при сгибании, это значит, что если я его осторожно согну раз сто без сонливости и фанатизма - то боль пройдёт.
Всё бы хорошо, но здесь есть такая проблема как ум. Тело очень большое, суставов и степеней свободы в нём очень много, и пока я гну пальцы, мой ум может наплодить очень много новых ощущений. Поэтому необходима серьёзная тренировка ума. Необходимо научить его по команде игнорировать сильные ощущения и концентрироваться на слабых. Ведь он постоянно пребывает в своих "глюках" и заставить его осознавать осязательную "реальность" не так то просто.
В общем, процедура, пройденная мной, такова:
Первые дня два просто сидели и осознавали дыхание.
В третий день учились чувствовать участком кожи под носом поток вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Затем учились осознавать всё тело, но не целиком, а маленькими кусочками. В идеале, надо было научиться пускать поток внимания от макушки до стоп и обратно.
Всё происходило молча, только на десятый день можно было говорить. Подъём в 4 часа, медитация, в 6.30 завтрак, медитация, в 11 обед, медитация, около четырёх дня можно было съесть фрукт, медитация, лекция, медитация, около 9 вечера отбой. Кстати, весьма похожие условия были у монахов в Бирме, откуда Випассана и была привезена в Индию в 1960-х, потом распространена по всему миру, и, наконец, дошла до Урала.
Теперь немного о грустном. Для успеха в этой практике, для ускорения переживания ощущений, есть два взаимодополняющих метода - успокоение и концентрация ума, и боль. Утончённый ум может воспринимать даже слабые ощущения как сильные и яркие, и таким образом ускорять их исчезновение. Но есть опасность увлечься приятными ощущениями и начать их нарабатывать. Приятность ощущений субъективна, и ранее приятные ощущения могут всегда стать неприятными. Поэтому, практикуется адхиттана - часовое сидение без движения. Боль как бы ускоряет время, ум начинает активнее бегать по телу и не может вырваться в иллюзию. Очень важна некая душевная боль, осознание, что мне нечего терять, кроме своих оков. Считается, что Будда намерился сидеть и сидел неподвижно медитируя так долго, сколько необходимо для достижения просветления. Из недавних похожих примеров можно вспомнить Порфирия Иванова. На самом деле, для души боли не существует, существует негативное отношение к ощущениям.
Прошло примерно 6 лет, как я увлекаюсь диагностикой и чисткой (своей) кармы, читал Лазарева, хожу на занятия в "Миротворец". Меня постоянно подмывало спросить у сведущих - а сколько же ещё кармы осталось в процентах от того, что было? Теперь понятно, что глупо спрашивать о том, что можно просто пощупать. Приблизительно понятно, что в момент смерти (или подъёма Кундалини ;) ) может происходить взрывная отработка (наработка) кармы, и человек, переживший клиническую смерть, будет совсем другим. Объясним и эффект фантомных болей - человек конечность потерял, а карма конечности ещё осталась.
Стала очевидна глупость самоубийства. Только кажется, что тело нас держит, как в клетка. На самом деле, это мы вцепились в него мёртвой хваткой и забыли, как отпустить. Тело более подобно горшку с землёй на подоконнике, который следует прорасти своими корнями-ощущениями и показаться на свет. Тело подобно младенцу, которого мы кормим от пуза, когда он плачет, в то время, как он всего лишь хотел общения.
Обескураживает количество информации, посылаемой сознанию, и не доходящей до него. Это примерно как если бы в России к каждой розетке и лампочке поставить по электросчётчику и с каждого счётчика протянуть провод до Москвы, а потом забыть про это.
Очень хорошим советом является "Дышите глубже!". Осознавая дыхание можно за несколько десятков минут существенно поправить себе настроение, ведь в носоглотке находятся многие ощущения, отвечающие за него.
Випассана хорошо сочетается с другими техниками, и, вероятно, это было одной из причин её деградации и утраты на родине - в Индии. Она позволяет, например, достичь немалых результатов в йоге - тело можно сделать подобным тряпке - оно не будет особо протестовать в любой позе. Или у меня получалось расправить позвоночник так, что рост увеличивался на пол головы или более. Лазарев описывает похожую технику поднятия больших весов - "нужно расслабить всё, что можно, и тогда там, где надо, напряжётся само." Другие участники курса рассказывали о многочисленных осознанных сновидениях.
Много чего хотелось ещё написать, но пожалуй хватит. Если кто-то всерьёз вознамерится пройти Випассану, рекомендую забыть всё, что тут написано, ведь ничего повторить нельзя. :) Я желаю всем счастья! ;)