Авторитарные родители или очень тревожные, или «очень ответственные» - не учитывают желания ребенка, его мнение, его потребности. Своими нотациями, запретами, оскорбленьями, раздражениями, упреками, бранью, требованием беспрекословного послушания они ущемляют его маленькое человеческое достоинство, показывая, что он – «ничто», и что они – «над ним». Они считают, что с ним не следует церемониться, его надо наказывать, а иногда и как следует – «чтобы знал!». Такие родители требуют подчинения, пользуясь своей силой и властью. Выбирая метод «агрессии», они не задумываются, что это, попросту, насилие. И «причесывая» своего ребенка, они направляют на него, как на мишень, поток уничтожающей энергии с огромным отрицательным зарядом. Они разряжаются на нем, не понимая, что этим «заряжают» малыша.

Реакция детей, как правило, выливается в сопротивление.

Одна из форм сопротивления – открытое противостояние, «восстание». Подвергаясь постоянному давлению, дети начинают бороться с родителями. Формы борьбы зависят от возраста, характера и опыта ребенка. Такое противостояние может начаться уже с двух лет. Выражается оно непослушанием, упрямством, действием назло и, даже, открытой враждой. Одеваться – «нет!», раздеваться – «нет!», кушать – «нет!», спать – «нет!», и так – весь день. А если ему наподдать, то будут бить кошку или тех, кто младше. Упрямство – это протест, участь гордых детей, защитная реакция ребенка, имеющего чувство собственного достоинства.

Причина таких отношений – ошибки родителей: слишком жесткий контроль, резкость приказов родителей, неучет состояния ребенка, завышенные или надоевшие требования к нему. А может, при постоянных конфликтах в семье, родители все время на поле боя друг с другом, и тогда ребенок невольно впитывает этот дух негативизма.

Эти ошибки часто приводят к озлоблению ребенка, а порой и к еще большему непослушанию.

Есть еще одна форма сопротивления детей – внутренний саботаж. Его выбирают покладистые дети. Формально он подчиняется родителям, но уходит «во внутреннюю эмиграцию», впадает в спячку, в так называемую лень. Он становятся «удобным» ребенком, но безынициативным, вялым и равнодушным. Глаза – скучные, голос – безразличный. Заниматься чем-либо – лень, учиться – лень.

И вот тогда у родителей возникает тревога и чувство бессилия. Но они уже сломали личность ребенка, обезличили ее, сломив достоинство и гордость. А жить с этих пор им не станет проще. Они стали родителями сломленного, бесцветного, безвольного, безликого малыша. И они начинают бить тревогу, обходя врачей и психологов с жалобами: « Что делать? Он робок, замкнут, недоверчив, обидчив, несамостоятелен, не ладит со сверстниками, не уверен в себе, всего боится». Малыш заболевает: от легких колик в животе до реактивных состояний и психозов. Словом, теперь им поможет только невропатолог или психиатр. А ребенок неожиданно скажет: «Мне надоели, мамочка, твои «нелзялки». Скажи мне, я твоя чужая дочь?»

10.07.2012 Luba 7 комментариев 2208 просмотров