Религии - отчет о проделанной работе группы «Сталкер»
РЕЛИГИИ МИРА На основе этого доклада мы можем сделать хотя бы примерное представление о религиях, их философии, этике, символике. Как та или иная религия влияет на внутренний мир человека, и как определяет поведение людей в социуме. На земле сейчас существует много направлений единого знания, много практик, методов. Это единое высшее знание планеты, есть общее достояние, планетарная ценность. Духовные знания делятся на несколько систем. Это первичное арийское учение, вечное учение – Ведантизм. Прошли тысячелетия, и оно трансформировалось в следующее философско-религиозное учение – Брахманизм. Из первичного ведического учения возник и первичный Буддизм и учение Зароастра. К арийской традиции относится и древнерусская, дохристианская религия – огнищанство. Славянские племена поклонялись солнцу. Под влиянием знаний, переданных миру первичным арийским учением, через тысячелетия развились религии древней Греции и религии древнего Рима. Это тоже арийсое направление духовной культуры. Еще одна духовная система – это семитические религии планеты. Это религии древней Иудеи, христианство и ислам. Знание, воспринятое от культуры Вавилона и Египта. Желтая раса тоже внесла свой вклад в общее духовное знание планеты – это учение Лао-цзы Даосизм. Возникло учение в 6-7 веке до рождества Христова. Кроме того, шаманизм – остатки знаний желтой расы. Также она создала религию, распространенную исключительно в Японии – религию – Шинту – обожествление природы. Вклад желтой расы – Ламаизм, возникший в Тибете и его разновидности – китайский и японский дэен-буддизм. Знания красной расы сохранились в очень незначительном виде. Отрывки учения черной расы сохранились в обычаях и ритуалах африканских колдунов, колдунов Индии и чернокнижной практике обеих полушарий. В современном мире насчитывается множество различных религий и их ответвлений. Самыми распространенными из них являются: христианство, ислам, буддизм, иудаизм, индуизм. Но есть и такие, о которых мы часто слышим, но не имеем представление, что это за религии, например: язычество, вуду, шаманизм и т.д. Поэтому мы решили кратко осветить некоторых из них.
ХРИСТИАНСТВО Человек создан Богом по «образу и подобию Божию», т. е. является личностью, обладающей свободой и творческой способностью. Свобода личности связана с тем, что она воплощает в себе надмирный дух, происходящий от Божественного Духа. Высшей религиозной целью христианства является спасение. Специфика христианского понимания спасения выражается в догматах триединства и Боговопрощения. Бог извечно имеет три равноценных лица (личностей) - Отец, Сын, Дух Святой - объединённые единой божественной сущностью («природой») и имеющие единую волю. При этом христианское богословие требует «не смешивать лиц и не разделять сущности». Спасителем (Христом) выступает одно из лиц единого Бога (Бог-Сын). Бог-Сын воплощается в человеческую природу и становится Иисусом из Назарета, чтобы искупить первородный грех и создать условия для восстановления богоподобия человека. «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом», говорили Отцы Церкви (правда, человек призван стать не Богом «о природе», а «Богом по благодати»). Спасение требует от человека духовных усилий, и, прежде всего веры. Путь Спасения - это путь уподобления Иисусу: духовное слияние с личностью Христа и очищение и преображение своей (греховной) природы, что ведёт человека к окончательному избавлению от власти греха и смерти. Человек не может избегнуть телесной смерти. Однако душа человека и его личность (духовное «я») бессмертны. В христианстве нравственные нормы обращены не к внешним делам и не к внешним проявлениям веры, а к внутренней мотивации, к «внутреннему человеку». Высшей нравственной инстанцией является не долг, стыд и честь, а совесть. Долг выражает внешнее отношение между человеком и Богом, человеком и обществом; стыд и честь выражают внешнею целесообразность природы и общества. Совесть же есть голос свободного духа, делающего личность независимой от природы и общества и подчиняющей ее только собственной высшей правде. Можно сказать, что христианский Бог - это высшая правда человеческой совести, олицетворенная и обожествленная как благодатный смысл всего бытия На первых порах знаком христианства было изображение рыбы. Рыба по старо-гречески — ἰχθύς («ихтис (ихтюс)»), что соответствует аббревиатуре христианского постулата «Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ» (ΙΧΘΥΣ) — «Иисус Христос — Божий Сын Спаситель». Крест. Согласно христианскому учению, к большой горизонтальной перекладине были пригвождены руки посланника Всевышнего – Иисуса. Верхняя малая горизонтальная перекладина означает табличку, на которой было начертано «Иисус Назарей Царь Иудейский». Косая перекладина означает двух распятых рядом, где конец перекладины направленный вверх означает прощенного разбойника, который по учению попал в рай, а конец перекладины направленный вниз – другого пригвожденного, который попал в ад.
ИСЛАМ Что же такое Ислам? Само понятие islam в арабском языке означает вверение себя Богу, т.е. полное подчинение воле Господа. С религиоведческой точки зрения, можно выделить несколько основных характеристик ислама. Ислам, подобно иудаизму и христианству, религия теистическая, т.е. исходящая из понимания единого Бога. В то же время ислам принципиально расходится с христианством в понимании Бога, не приемля христианской идеи триединства, догмата троицы, считая его уступкой многобожию. Основа ислама в утверждении, что Бог не только Един, но и Единственен. Основные идеи ислама, изложенные в священных книгах, таковы. Ислам требует веры в единого бога — Аллаха. Принцип монотеизма в исламе проведен более последовательно, чем в других религиях. С монотеизмом тесно связана важная в исламе идея абсолютной покорности богу, послушания и смирения. Покорность здесь носит всеобъемлющий характер: человек должен покоряться богу, правителям, установившемуся порядку вещей, дети — родителям, женщины — мужчинам. Нетрудно увидеть социальный смысл требования покорности существующим порядкам. Чтобы отправиться по единственному прямому пути, требуется огромный объем тяжелого труда и борьбы. Мы же часто ищем легких ответов для наших мучительных болезней. Заполняя нашу пустоту, мы смотрит на других, вместо Аллаха. Аллах знает нас намного лучше, чем мы знаем себя. Он знает болезни, которыми больны наши сердца. Он знает о пустоте, которая заполняет наши жизни... Ислам преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество. Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным человеком. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу. Законы ислама устанавливают и описывают нормативы, регулирующие взаимоотношения между отдельными индивидуумами и группами людей. Шариат содержит предписания, регламентирующие любые действия в рамках ислама — как духовные, так и материальные, тем самым подтверждая смысл слова «ислам» как жизненного всеобъемлющего руководства. Таким образом, люди с рождения обречены на то, чтобы идти путем, предначертанным свыше. Им не дано роптать на жизненные невзгоды. Ведь невзгоды предопределены аллахом. Им не дано сетовать на бедствия. И бедствия от бога. Им надлежит терпеливо идти своим путем, который указал всевышний. Нетрудно понять истинный смысл учения о предопределении, обрекающего верующих на пассивность, терпение и смирение. У большинства людей изображение полумесяца и пятиконечной звезды ассоциируется с религией ислам. История появления этих символов полна легенд, одни из которых утверждают, что полумесяц связан с хиджрой Посланника Аллаха, когда он тайно покидал Мекку и отправлялся в Медину. По этой версии в эту ночь на небе был полумесяц. Другие источники относят символ полумесяц к приверженности мусульман лунному календарю, а пятиконечная звезда в их понимании — это пять столпов Ислама или пять ежедневных молитв.
ИУДАИЗМ Иудаизм подразумевает веру в единственного Бога и реальное воздействие этой веры на жизнь. Но иудаизм – не только этическая система, он включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Нравственное поведение не самодостаточно, оно должно сочетаться с верой в то, что добродетель «прославляет единого Бога». Еврейское вероучение не содержит догматов, принятие которых обеспечивало бы еврею спасение. Иудаизм придает гораздо большее значение поведению, чем вероисповеданию, и в вопросах вероучения предоставляет известную свободу. Существуют, однако, определенные основополагающие принципы, которые разделяют все евреи. Евреи верят в реальность Бога, в его единственность и выражают эту веру в ежедневном чтении молитвы Иудаизм утверждает, что человек сотворен «по образу и подобию Божию». Он не просто живое орудие Бога. Никто не может стоять между Богом и человеком, и нет нужды в чьем-либо посредничестве или заступничестве. Поэтому евреи отвергают идею искупления, считая, что каждый несет ответственность непосредственно перед Богом. Хотя человек связан причинно-следственными законами мироздания, а также социальными и политическими условиями, он все же обладает свободой воли, чтобы сделать нравственный выбор. Человек не должен служить Богу за вознаграждение, тем не менее Бог воздаст за праведность в нынешней или в будущей жизни. Иудаизм признает бессмертие человеческой души, Иудаизм считает, что все люди, независимо от религии и национальности, в равной степени являются детьми Божьими. Они равно дороги Богу, имеют равные права на справедливость и милосердие со стороны ближних. Для еврея иудаизм – истинная вера, но другие религии вовсе не обязательно ложны. Иудаизм представляет собой этический монотеизм. В иудаизме этике не нужно дополнять религию, поскольку она – ее неотъемлемая часть. В иудаизме познать Бога не значит понять природу его бытия; богопознание подразумевает знание о том, что Бог правит миром, что человек должен стремиться следовать правильным путем, который Бог открыл для людей. Звезда Давида — это шестиконечная звезда, которая традиционно изображалась целиком, без пересечений и линий. Смысл ее заключался в том, что она отображала пять основных чувств человека (символизированы пятью концами, кроме верхнего), которые должны были все подчиниться шестому важнейшему чувству — стремлению и послушанию Богу Живому. Такое изображение иногда встречается даже на старинных иконах.
БУДДИЗМ Философские концепции буддизма основаны на главных идеях брахманизма и, частично, ведизма . В буддизме хорошо развита теория реинкарнаций, кармы, дхармы и нирваны . Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-ведийской традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах . Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма. Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного, освобождение – непроявленного. Освобождение буддизм представляет себе прежде всего как уничтожение желаний, точнее - угашение их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены. В буддизме отсутствует понятие ответственности и вины как чего-то абсолютного, отражением этого является отсутствие в буддизме четкой грани между идеалами религиозной и светской морали и, в частности, смягчение или отрицание аскетизма в его обычной форме. Нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное непричинение вреда окружающим (ахинса), проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности. В интеллектуальной сфере буддизма устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика так называемого созерцательного размышления (медитации), результатом которого является переживание целостности бытия (неразличения внутреннего и внешнего), полная самоуглубленность. В основе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание бытия своеобразного психологического процесса, в который оказывается вовлеченным и мир. Результатом этого является отсутствие в буддизме противоположности субъекта и объекта, духа и материи, смешение индивидуального и космического, психологического и онтологического и одновременно подчеркивание особых потенциальных сил, таящихся в целостности этого духовно-материального бытия. Творческим началом, конечной причиной бытия оказывается психическая активность человека, определяющая как образование мироздания, так и его распад: это волевое решение "Я", понимаемого как некая духовно-телесная целостность. Из неабсолютного значения для буддизма всего существующего безотносительно к субъекту, из отсутствия созидательных стремлений у личности в буддизме следует вывод, с одной стороны, о том, что бог как высшее существо имманентен человеку и миру, с другой - что в буддизме нет надобности в боге как творце и спасителе, то есть вообще как безусловно верховном существе, трансцендентном этой общности. Из этого вытекает также отсутствие в буддизме дуализма божественного и небожественного, бога и мира. Символ буддизма — Дхармачакра или колесо закона. Центр колеса, ступица, символизирует светящуюся точку сознания, излучающую душевный свет. В ее проекции легко угадывается символ «инь-янь» — единство женского и мужского начала, восемь спиц символизируют суть буддийского учения, заключающуюся в следовании восьми принципам: правильная вера, ценности, речь, поведение, достижение средств к жизни, стремления, оценка своих действий и восприятие мира органами чувств и правильная медитация (концентрация внимания на внутреннем состоянии сознания).
ИНДУИЗМ Как религиозный феномен индуизм отличается необычайной сложностью и противоречивостью, если не сказать больше: многим он кажется запутанным, хаотичным и трудно постижимым. До сих пор нет даже удовлетворительного определения понятия "индуизм" и четкого объяснения, что же относить к нему, каково содержание и границы этого понятия. Эти трудности объяснимы: за несколько тысячелетий своей истории индуизм сложился как всеобъемлющий синтез социальной организации, религиозно-философской доктрины, теологических воззрений и систем психофизиологических тренингов. Он пронизывает все сферы жизни своего приверженца: мировоззренческую, социальную, поведенческую, юридически-правовую и т.д., вплоть до глубоко интимных сфер. В этом смысле он является не только и не столько религией, сколько образом жизни и целостным поведенческим стандартом, ориентированным на разные социальные статусы и возрастные стадии. Сложнейшая религиозная система индуизма гибко сочетает в себе самые, казалось бы, противоположные крайности и умело приспосабливается к самым разнообразным общественным и политическим условиям, сохраняя необычайную пестроту, яркость и жизнестойкость. Умея соединять несоединимое и облекаться в причудливые формы, индуизм обладает удивительной способностью постоянно порождать новые школы и течения. Вся эта необозримая пестрота существует в единых общих рамках, что и позволяет говорить об индуизме как о самостоятельной и цельной религиозной системе с едиными мировоззренческими установками. При всей кажущейся аморфности, индуизм всегда оставался исключительно стабильным. Прежде всего, индуизм - это конгломерат самых разнообразных идей, течений, направлений и школ, которые сосуществуют в пределах некоего целостного образования и радикально не противоречат его базовым установкам. В индуизме нет и не может быть еретических форм ( в привычном нам христианском смысле), противостоящих истинной ортодоксальной вере. Каждая форма и каждый культ обладает в глазах адепта известной этической ценностью. В отличие от догматических "религий писания"(христианство и ислам), индуизм - религия по преимуществу мифологическая. Именно мифология составляет его незыблемый фундамент, пронизывает всю историю его существования и сохраняет живые традиции мифотворчества вплоть до наших дней. Множественность форм, в которых проявляется индуизм, видна прежде всего в духовных дифференциациях: каждый индуист может освободиться от уз земного бытия - сансары, и достичь конечного освобождения - мокши, выбрав ту дорогу, которая ему ближе: философ может выбрать "путь знания", а человек действия выберет "путь деяний". Есть и третий путь - путь всепоглощающей любви к богу. Политеистический характер индуизма демонстрируется не только многообразием культов, объектов почитания и необозримым обилием мифо-ритуальных комплексов, но и совершенно особым отношением индуизма к другим культам. При соприкосновении с ними он, подобно магниту, обычно втягивал их в свое поле в той или иной форме, приспосабливал к своим нуждам иные мифо-ритуальные установки и тем самым обеспечил себе прочное и долговечное существование, выдержав конкуренцию с буддизмом и другими религиями, существовавшими на индийском субконтиненте. Символом индуизма является квинтэссенция слова «Ом» или «Аум» — универсальное имя Бога, три буквенных знака которого олицетворяют трех главных богов и сферу их действия — Создание, Поддержание и Разрушение, а также отождествляют три состояния сознания — пробуждение, медитационное погружение и глубокий сон.
ЗОРОАСТРИЗМ Основы зороастризма изложены в древнейшей священной книге - "Авесте". В зороастризме отчетливо проявляется идея о Едином Боге и противопоставляются два вечных начала - добро и зло, борьба между которыми составляет основу мирового развития. Идеи зороастризма отражают особенности национальной психологии древних персов и рационалистический характер их мышления. Основные положения зороастризма можно свести к следующему: вера в верховного, или единого бога Ахурамазду (позже Ормузда); учение о существовании в мире двух извечных начал - добра и зла; практический характер благочестия, целью которого является уничтожение зла в этом мире; этическое содержание обрядов и отказ от практики жертвоприношений; учение об особой роли государства и священном характере верховной власти. Центральное место в культе зороастризма занимает огонь, который считается воплощением божественной справедливости – арты. Священными объектами в зороастризме считаются также вода и земля. Поэтому и древние персы, и современные последователи зороастризма самым строжайшим образом следят за состоянием своих водоемов и земельных участков. Важное значение в традиции зороастризма имеют и обряды очищения человека. Но главным считается очищение души. Большое значение для очищения имеет также благотворительность и помощь бедным. Смертными грехами в зороастризме считаются: воровство, грабеж, создание преград для продвижения скота и обман, а добродетелями - правда, справедливость, верность, чистота, трудолюбие, миролюбие, смирение и сострадание. Смерть человека, имеющего бессмертную душу, как таковая не страшна, страшно лишь зло, совершаемое им при жизни. Обязанностью человека по отношению к доброму началу, как и средством его личного спасения, являются не столько обряды и молитвы, сколько образ жизни, предписанный зороастризмом. "Добрая мысль", "доброе слово" и "доброе дело" - вот главные орудия в борьбе со злом. Особое значение в зороастризме придается умножению материальных благ - от разведения скота до крупного предпринимательства, и произведению потомства, что умножает воинство доброго начала. Поэтому зороастризму всегда был чужд аскетизм.
ЯЗЫЧЕСТВО Язычество - магическая система формирования личности: тот, кто верит в это - у того она и работает (начиная от "дружбы с домовым"). Язычество - это мифологическое мировоззрение. Оно направлено на формирование особого типа мышления с целью самосовершенствования человека. Оно дает стройную и непротиворечивую картину мира и его создания, опираясь на знания тысяч поколений людей, с их опытом, мыслями и чаяниями. Это учение о гармонии человека с природой. Гармонии хотя бы уже в том, что язычнику вовсе не обязательно записываться заранее в какое-либо воинство, ему не нужен противник. Язычество - это традиция, это особый образ мышления, направленный на совершенствование человека и поднятие его до уровня бога. Язычество не есть нечто незыблемое и неподвижное, оно открыто для развития. Язычество - как и магия, как сама жизнь - есть вечное движение, изменение. Каждый язычник выстраивает и регулирует, развивает и совершенствует свое личное мировоззрение и мирочувствование в соответствии со своими представлениями об объективной и мифологической реальностями. Язычество - это практическая система. Многие из практикующих магию язычники знакомы с ее реальным действием и добиваются повседневно ощутимых результатов в творчестве посредством практического язычества. Языческая магия подошла к передовой и сугубо практичной области - информационной физике. Физики говорят - заряд или рекурсия, а язычники говорят - личность; физики говорят - прибор, а язычники говорят - маг или бог. Язычество, активно используя магию, подошло к передовой и сугубо практичной области - информационной физике. Язычество - не религия в том смысле этого слова, как у нас понимается, поскольку религия построена на системе догм, а язычество (скажем из современных - даосизм) оставляет за человеком свободу выбора. (Раб лишь тот, кто раб чужого выбора - это монотеистические и моноидеологические концепции. Тогда как в язычестве выбор можно менять на каждом шагу своего Пути - это и есть свобода воли). Язычество не для государства и не для общества. Язычество направлено на самосовершенствование каждого отдельного индивидуума. Язычество наиболее сильно своим магическо-мифологическим воззрением на Мир; это прекрасный Путь для совершенствования личности, достойная основа для созидания (как минимум) общины единомышленников. Современное язычество, будучи не религией, а скорее Философией, ни на каком уровне нигде и никому не навязывается, никого не "вразумляет", не "упрашивает" и не приглашает настойчиво в свое величественное Здание Мудрости. В язычество нельзя "посвятить" в принудительном порядке или сразу по рождению, к нему надо прийти только самостоятельно. Язычество считает, что Люди выделяются из Природы тем же, чем и боги - умением самостоятельно мыслить - без указаний жрецов и без помощи любых "святых книг" (даже языческих). В вопросе так называемого "привлечения граждан к вере Предков" современное язычество считает целесообразным следовать мудрой древней народной поговорке: "лучше меньше, да лучше". Если монорелигии склонны призывать граждан "не думать, а ВЕРИТЬ", то язычество, напротив, призывает "ДУМАТЬ, а не верить", согласно древней народной поговорке - БЛАЖЕН КТО ВЕРУЕТ, А СИЛЕН КТО ВЕДАЕТ. Язычество считает, что необходимо повышать грамотность граждан во всех областях жизни и учить их относиться осторожно к любой теории, претендующей "осчастливить всех". О гармонии язычника с обожествленной Природой • Гармония с обожествленной Природой - это не валяние на зеленой травке, конечно, хотя созерцание также есть непременная черта такого языческого обожествления; но не одним созерцанием жив язычник, а и действием также. АНТИ-ДОГМА-тичность язычества предполагает непрерывное развитие и совершенствование личности. • Гармония не есть Покой и не есть Стационароное состояние. Гармония - это Процесс постижения цикличности Природы и себя в ней во всех подробностях, начиная от тайны рождения и кончая таинством смерти, начиная от возрождения и оканчивая вновь умиранием. Путь постижения Гармонии - это Вектор, это Изменение, это Динамика (а не статика). • Подход язычника к Природе - это признание за ней всех прав живого существа. Это признание того, что она испытывает боль на всех уровнях и способна радоваться как человек. Также, верно и наоборот: поскольку человек есть производное и составляющее Природы, то он испытывает радость и боль подобно своей матери-природе. Язычество экологично, оно максимально отвечает требованиям экологической чистоты и гармонии в прекрасном "Мире Сем". • Подход язычника - это признание, что природа мудра, что перед и зад человека, как его верх и низ - равноценны. И верх и низ человека - от Природы, и от Субъекта в ней, именуемого Родом или Всеотцом. • Все в Природе возвращается на круги своя, однако язычник отрицает неизбежность. Судьба не предопределена, ее можно изменить. Судьбу можно предсказать, как направление, в котором следуешь, но фатальна она лишь у тех, кто слаб и подчинен этой фатальности. Еще точнее: Судьба существует для тех, кто в нее верит. Кто не верит - для того судьбы не существует. СВАСТИКА - Символ вечного круговорота Вселенной; она символизирует Высший Небесный Закон, которому подвластно все сущее. Этот Огненный знак люди применяли как Оберег, который охранял существующий Закон и Порядок. От незыблемости их зависела сама Жизнь.
ДАОСИЗМ Даосизм – древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существование окружающего мира и найти путь, по которому должен следовать человек, природа и космос. Основатели даосизма считается Лао Цзы (старый учитель) живший в VI – V вв. до нашей эры. Главный источник – философские трактаты «Даоцзин» и «Дэузин», совместно именуемое «Даодэзин». Основные понятия 1. Дао – имеет два значения; во первых: это путь, по которому в своем развитии должен идти человек и природа, универсальный, мировой закон, обеспечивающий существование мира; 1. во вторых – это субстанция от которой произошел весь мир, первоначально, которое представляло собой энергетически единую пустоту. 1. «Дэ» — благодать, исходящая свыше; энергия благодаря которой первоначально «Дао» преобразовалась в окружающий мир. Основные идеи философии Даосизма. Все в мире взаимосвязано, вещи, предметы, явления. Материя, из которой состоит весь мир – едина. Существует круговорот материи в природе «Все происходит из Земли и уходит в землю» Мировой порядок, законы природы, ход истории – незыблемы и независят от воли человека, следовательно главный принцип жизни человека – покой и недеяние (у-вэй). Особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами. Путь к счастью, познанию истины – это освобождение от желаний и страстей. Необходимо во всем уступать друг другу. Трудно отделаться от впечатления, что концепция Дао во многом, вплоть до второстепенных деталей, напоминает многократно зафиксированную в упанишадах индо-арийскую концепцию великого Брахмана, безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым было целью древнеиндийских философов, брахманов, отшельников и аскетов.
ВУДУ Вуду - одна из самых красочных и нетребовательных к своим последователям религий. Темное и светлое в ней не борются, а дополняют друг друга. Цель приверженца - достижение равновесия, гармонии между светом и тьмой. В вуду нет Страшного суда - для его адептов царство земное и царство небесное вечны. Достижение равновесия между светом и тьмой требует борьбы, исход которой определяется тем, насколько ты отважен в своих помыслах и поступках. Один из современных американских мастеров вуду заявил, что опасение, будто твоя собственная злоба вернется к тебе обратно, - это удел слабых и трусливых. Побеждает достойнейший, то есть сильнейший. Конечно, имеется в виду не физическая, а магическая сила. В вуду не принято взывать к верховному богу - Творцу. Считается, что он отвернулся от созданного им мира, да и вообще слишком велик, чтобы заниматься человеческими проблемами - на это есть покровители-духи. Каждая вещь на земле принадлежит тому или иному духу, и у каждого духа есть свой знак и талисман. Духи охотно принимают подарки, обеспечивая в знак признательности свое покровительство. Есть духи-советчики и духи-помощники. Люди общаются с ними посредством сновидений, транса и ритуальной одержимости. Но если дух захочет, то, повинуясь своему капризу, примется бить человека по самому чувствительному месту - по его страстям и привязанностям. Вудуистские духи по характеру похожи на греческих богов - то добры, то злы, то милостивы, то коварны, то глухи и немы, то назойливы и сварливы. Духи вуду обитают рядом с людьми. Им сооружают скромные алтари и святилища. Те, кто впадает в сакральное безумие, в транс, становятся с ними «одной плотью». В целом к духам вудуисты относятся примерно как к старшим братьям - авторитетным, могучим и милостивым, но, увы, порой подверженным дурному настроению, которое может сделать их суровыми и опасными.
ШАМАНИЗМ Шаманство представляет собой явление многогранное. Это и религия, и психотехники, и эзотерическая традиция отдельных народов. Непосредственно шаманские психотехники являются инструментом трансперсональной психотерапии. Шаманизм существует по разным источникам 20 000—200 000 лет. На протяжении тысячелетий эта религия (если шаманизм вообще можно считать религией) сохранялась почти неизменной. Современные шаманы Сибири, Южной и Северной Америк, Африки и Австралии обладают поразительным сходством ритуалов и миропонимания, как между собой, так и со своими предками — предшественниками. Причину можно искать в том, что человеку, непосредственно и глубоко погружённому в мир природы и стихий, свойственно похожим образом воспринимать этот мир, и потому, возникнув однажды, шаманизм возникал на разных континентах, повторяя основные изгибы концепции устройства мира. Шаманизм - это очень древнее и одновременно очень молодое явление. Древнее - потому что возникло в эпоху палеолита, предположительно, как следствие взаимодействия обыденного сознания человека с сознанием сновидящим, с одной стороны, и употребелением древними людьми психоактивных растений - с другой. Молодое, потому, что с момента зарождения и до сегодняшних дней шаманизм непрерывно меняется, качественно и колличественно, адаптируясь к новым временам и ландшафтам. Шаманизм сложился естественным, историческим путем, не имея основателя и его дальнейших последователей. На определенном этапе отражения мира в сознании людей образ мифической Вселенной стал настолько значимым и разработанным, что разработаться в нем могли лишь особо одаренные личности. Появилась потребность в посреднике между обществом и мифическим миром. Шаманизм - это не просто вера в духов. Шаманизм - это магическое учение о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с духами. Духи не часто открывают человеку свое присутствие и довольно редко стремятся проявить свои намерения. Значит, человек сам должен обращаться к ним. Но добиться постоянного и ярко выраженного контакта с духами могут лишь их избранниками - шаманы. шаман - это просто человек (мужчина или женщина), который по собственной воле может изменять состояние своего осознания для того, чтобы контактировать с другими измерениями бытия и/или путешествовать туда для получения знаний и силы. После того как его задача выполнена, шаман возвращается обратно в наш мир, "домой", чтобы использовать эту силу и знания, принося пользу самому себе или другим людям. Следы шаманистической традиции можно найти в различных частях света: от Австралии до Аляски, от Полинезийских островов до Сибири, от Африки до Тибета. В России шаманизм в настоящее время активно возрождается в тех регионах, где он является традиционным религиозным верованием. В некоторых республиках (Бурятия, Тыва, Саха) шаманские практики обрели статус официально признанной религии.
ВЫВОДЫ
Конечно, наш доклад – это лишь краткое описание проделанной работы. А тема очень обширная и разносторонняя. Во все времена и во всех странах эта тема будоражила лучшие умы человечества, заставляя искать ту крупицу истины, которая заставляет двигаться вперед, любить, творить и сострадать… Прочитав множество материалов, изучая себя изнутри, наблюдая за людьми и их жизнью в социуме, мы пришли к следующим выводам: 1. Заповеди любых религий – это матрица жизни на земле. Любые заповеди учат нас любви к Богу, а не к внешнему материальному, что впоследствии приводит к единению пяти элементов (огонь, земля, воздух, вода, человек), к единению микро и макрокосма. Соблюдая заповеди религий и воспринимая их с открытой душой, а не просто вера в Бога, а искренняя Любовь к Богу – путь единения пяти элементов, пробуждение Силы Духа. 2. В целом религии не противоречат друг другу, а скорее дополняют, являясь частями одного целого. 3. Есть предпосылки к объединению религий. Совершенно очевидно, что возникшие в течение нескольких тысячелетий религиозные учения, заканчивают свою функцию духовных импульсов, содействовавших развитию человечества в предыдущий период. На земле должно возникнуть новое духовное Учение, которое сможет содействовать объединению планетарного человечества. Новое духовное учение будет базироваться на предыдущих знаниях. Но, конечно, даст совершенно новые представления о законах Жизни, о духовном развитии человека, о его ответственности перед жизнью и перед своей судьбой. 4. В сознании современного человечества существует иллюзия, что религии возникали спонтанно, по воле разных богов, совершенно изолированно друг от друга. Конечно, это не так. Ничего случайного, хаотичного на планете не происходит. Развитие человечества - это процесс единый, целостный, управляемый. Все на земле управляется планетарной иерархией, все создается по ее замыслам, все религии были организованы в определенные сроки, соответствующие подготовленности населения того или иного региона планеты. 5. Прошли тысячелетия, человечество забыло учения, данные ему для объединения, для понимания единства земной жизни с другими планами бытия. Учения переродились в церковные догмы. Сейчас человечество разделено на многочисленные церковные системы, приучено ненавидеть инаковерующих, преклоняться перед жрецами и культовыми сооружениями. Но утратило знание о святости жизни. Заповеди, данные Иерархией человечеству забыты, не соблюдаются, а первичными и наиболее важными стали церковные ритуалы. 6. Во всех абсолютно религиях, существующих сейчас на Земле, ритуалы и церемонии заменили дух учения, переданных человечеству. Духовная суть всех религиозных учений возникших на Земле одна и та же - это представление о единстве жизни, о ценности жизни каждого живого существа, о необходимости нравственного поведения человека здесь на Земле и о наказание за его безнравственное поведение. Все религиозные учения говорят об этом. 7. Попытки ускорить развитие человечества выливались в разные формы в зависимости от условий жизни народа, от уровня его культуры, от уровня массового сознания, т.е. от возможности воспринять то или иное учение. Общие эти попытки можно назвать одним термином - насаждение религий. Именно потому, что одна и та же идея внедряется в народы, существующие с разной культурой, идея облекается в разные формы. 8. Цель каждой религиозной идеи - осуществить духовную эволюцию последователей. Для того чтоб религиозная идея была принята, для того чтоб возникли последователи, прежде всего, необходима персона Учителя, обладающего высокой мистической и магической властью. Необходимо, чтоб среда была подготовлена для восприятия новой для нее идеи. Каждый основатель религии приносил совершенно новые взгляды, новые идеи, почти всегда противоречащие тем, которые были приняты в данной среде. Необходим хороший состав учеников, последователей, тех, которые первыми сгруппируются вокруг Учителя. Вокруг каждой религиозной идеи через какой-то промежуток времени возникает церковная структура, которая будет тем могущественнее и тем жизненнее, чем больше будет у нее последователей, живущих на Земле. 9. Со временем неизбежно происходит трансформация - первичное религиозное учение, содержащее эзотерическое знание о законах жизни, о сути смерти, новые идеи о Боге, объясняющее необходимость нравственного поведения человека вследствие непреложных законов бытия, перерождается в церковную догму. Догма отличается от Учения тем, что в ней совершенно устраняются или значительно искажаются основные вопросы знания, принесенного Реформатором. Личность создателя Учения обожествляется, возникают мифы, связанные с его биографией и комплекс церемоний и ритуалов, соответствующий религиозной мифологии. Цель ритуалов_ - магическим образом воздействовать на последователей. 10. Ритуалы должны эмоционально привлекать. Чем более ритуал привлекает последователей, тем дольше существует данная религиозная система. Одна и та же религиозная догма может порождать в разных странах различные культы. Так, христианская догма породила несколько культов с разными церемониями, разными культовыми формами. Разные церемонии в православии, католицизме и протестантизме. Но догма одна и та же. 11. Ритуалы и церемонии создаются крайне медленно, затем становятся каноническими и потом не меняются. Религии неизбежно вырождаются, так как культ, церемониальная часть заменяет идею. Само первичное Учение довольно быстро умирает или принижается культовой частью религии. В каждой религии со временем становится более важным формальный комплекс церемоний. Чем более пышная, более красочная церемония, тем менее сути остается в догме. Как правило, погоня за красотой, за пышностью церемонии убивает суть религии. 12. Считаем, что современный мыслящий человек должен перестать быть зависимым от любой религиозной догмы, от любого ритуала. Целью религии, должно стать развитие сознания, развитие индивидуального самостоятельного мышления. Индивидуальное мышление проявляется в том, что человек становится независимым от шаблонов, от вер, мнений и приверженностей, слепо принятых окружающей средой, стать внутренне свободным от всех принятых и навязанных вам утверждений. Духовное развитие не возможно без развития внутренней свободы. Необходимо научиться понимать истинную суть каждого религиозного учения, уметь дать объективную оценку, хорошо понимать истинную цель возникновения той или иной религии и знать исторический процесс развития каждого учения. Желаем на пути развития сознания - найти истинную дорогу!
ХРИСТИАНСТВО Человек создан Богом по «образу и подобию Божию», т. е. является личностью, обладающей свободой и творческой способностью. Свобода личности связана с тем, что она воплощает в себе надмирный дух, происходящий от Божественного Духа. Высшей религиозной целью христианства является спасение. Специфика христианского понимания спасения выражается в догматах триединства и Боговопрощения. Бог извечно имеет три равноценных лица (личностей) - Отец, Сын, Дух Святой - объединённые единой божественной сущностью («природой») и имеющие единую волю. При этом христианское богословие требует «не смешивать лиц и не разделять сущности». Спасителем (Христом) выступает одно из лиц единого Бога (Бог-Сын). Бог-Сын воплощается в человеческую природу и становится Иисусом из Назарета, чтобы искупить первородный грех и создать условия для восстановления богоподобия человека. «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом», говорили Отцы Церкви (правда, человек призван стать не Богом «о природе», а «Богом по благодати»). Спасение требует от человека духовных усилий, и, прежде всего веры. Путь Спасения - это путь уподобления Иисусу: духовное слияние с личностью Христа и очищение и преображение своей (греховной) природы, что ведёт человека к окончательному избавлению от власти греха и смерти. Человек не может избегнуть телесной смерти. Однако душа человека и его личность (духовное «я») бессмертны. В христианстве нравственные нормы обращены не к внешним делам и не к внешним проявлениям веры, а к внутренней мотивации, к «внутреннему человеку». Высшей нравственной инстанцией является не долг, стыд и честь, а совесть. Долг выражает внешнее отношение между человеком и Богом, человеком и обществом; стыд и честь выражают внешнею целесообразность природы и общества. Совесть же есть голос свободного духа, делающего личность независимой от природы и общества и подчиняющей ее только собственной высшей правде. Можно сказать, что христианский Бог - это высшая правда человеческой совести, олицетворенная и обожествленная как благодатный смысл всего бытия На первых порах знаком христианства было изображение рыбы. Рыба по старо-гречески — ἰχθύς («ихтис (ихтюс)»), что соответствует аббревиатуре христианского постулата «Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ» (ΙΧΘΥΣ) — «Иисус Христос — Божий Сын Спаситель». Крест. Согласно христианскому учению, к большой горизонтальной перекладине были пригвождены руки посланника Всевышнего – Иисуса. Верхняя малая горизонтальная перекладина означает табличку, на которой было начертано «Иисус Назарей Царь Иудейский». Косая перекладина означает двух распятых рядом, где конец перекладины направленный вверх означает прощенного разбойника, который по учению попал в рай, а конец перекладины направленный вниз – другого пригвожденного, который попал в ад.
ИСЛАМ Что же такое Ислам? Само понятие islam в арабском языке означает вверение себя Богу, т.е. полное подчинение воле Господа. С религиоведческой точки зрения, можно выделить несколько основных характеристик ислама. Ислам, подобно иудаизму и христианству, религия теистическая, т.е. исходящая из понимания единого Бога. В то же время ислам принципиально расходится с христианством в понимании Бога, не приемля христианской идеи триединства, догмата троицы, считая его уступкой многобожию. Основа ислама в утверждении, что Бог не только Един, но и Единственен. Основные идеи ислама, изложенные в священных книгах, таковы. Ислам требует веры в единого бога — Аллаха. Принцип монотеизма в исламе проведен более последовательно, чем в других религиях. С монотеизмом тесно связана важная в исламе идея абсолютной покорности богу, послушания и смирения. Покорность здесь носит всеобъемлющий характер: человек должен покоряться богу, правителям, установившемуся порядку вещей, дети — родителям, женщины — мужчинам. Нетрудно увидеть социальный смысл требования покорности существующим порядкам. Чтобы отправиться по единственному прямому пути, требуется огромный объем тяжелого труда и борьбы. Мы же часто ищем легких ответов для наших мучительных болезней. Заполняя нашу пустоту, мы смотрит на других, вместо Аллаха. Аллах знает нас намного лучше, чем мы знаем себя. Он знает болезни, которыми больны наши сердца. Он знает о пустоте, которая заполняет наши жизни... Ислам преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество. Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным человеком. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу. Законы ислама устанавливают и описывают нормативы, регулирующие взаимоотношения между отдельными индивидуумами и группами людей. Шариат содержит предписания, регламентирующие любые действия в рамках ислама — как духовные, так и материальные, тем самым подтверждая смысл слова «ислам» как жизненного всеобъемлющего руководства. Таким образом, люди с рождения обречены на то, чтобы идти путем, предначертанным свыше. Им не дано роптать на жизненные невзгоды. Ведь невзгоды предопределены аллахом. Им не дано сетовать на бедствия. И бедствия от бога. Им надлежит терпеливо идти своим путем, который указал всевышний. Нетрудно понять истинный смысл учения о предопределении, обрекающего верующих на пассивность, терпение и смирение. У большинства людей изображение полумесяца и пятиконечной звезды ассоциируется с религией ислам. История появления этих символов полна легенд, одни из которых утверждают, что полумесяц связан с хиджрой Посланника Аллаха, когда он тайно покидал Мекку и отправлялся в Медину. По этой версии в эту ночь на небе был полумесяц. Другие источники относят символ полумесяц к приверженности мусульман лунному календарю, а пятиконечная звезда в их понимании — это пять столпов Ислама или пять ежедневных молитв.
ИУДАИЗМ Иудаизм подразумевает веру в единственного Бога и реальное воздействие этой веры на жизнь. Но иудаизм – не только этическая система, он включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Нравственное поведение не самодостаточно, оно должно сочетаться с верой в то, что добродетель «прославляет единого Бога». Еврейское вероучение не содержит догматов, принятие которых обеспечивало бы еврею спасение. Иудаизм придает гораздо большее значение поведению, чем вероисповеданию, и в вопросах вероучения предоставляет известную свободу. Существуют, однако, определенные основополагающие принципы, которые разделяют все евреи. Евреи верят в реальность Бога, в его единственность и выражают эту веру в ежедневном чтении молитвы Иудаизм утверждает, что человек сотворен «по образу и подобию Божию». Он не просто живое орудие Бога. Никто не может стоять между Богом и человеком, и нет нужды в чьем-либо посредничестве или заступничестве. Поэтому евреи отвергают идею искупления, считая, что каждый несет ответственность непосредственно перед Богом. Хотя человек связан причинно-следственными законами мироздания, а также социальными и политическими условиями, он все же обладает свободой воли, чтобы сделать нравственный выбор. Человек не должен служить Богу за вознаграждение, тем не менее Бог воздаст за праведность в нынешней или в будущей жизни. Иудаизм признает бессмертие человеческой души, Иудаизм считает, что все люди, независимо от религии и национальности, в равной степени являются детьми Божьими. Они равно дороги Богу, имеют равные права на справедливость и милосердие со стороны ближних. Для еврея иудаизм – истинная вера, но другие религии вовсе не обязательно ложны. Иудаизм представляет собой этический монотеизм. В иудаизме этике не нужно дополнять религию, поскольку она – ее неотъемлемая часть. В иудаизме познать Бога не значит понять природу его бытия; богопознание подразумевает знание о том, что Бог правит миром, что человек должен стремиться следовать правильным путем, который Бог открыл для людей. Звезда Давида — это шестиконечная звезда, которая традиционно изображалась целиком, без пересечений и линий. Смысл ее заключался в том, что она отображала пять основных чувств человека (символизированы пятью концами, кроме верхнего), которые должны были все подчиниться шестому важнейшему чувству — стремлению и послушанию Богу Живому. Такое изображение иногда встречается даже на старинных иконах.
БУДДИЗМ Философские концепции буддизма основаны на главных идеях брахманизма и, частично, ведизма . В буддизме хорошо развита теория реинкарнаций, кармы, дхармы и нирваны . Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-ведийской традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах . Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма. Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного, освобождение – непроявленного. Освобождение буддизм представляет себе прежде всего как уничтожение желаний, точнее - угашение их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены. В буддизме отсутствует понятие ответственности и вины как чего-то абсолютного, отражением этого является отсутствие в буддизме четкой грани между идеалами религиозной и светской морали и, в частности, смягчение или отрицание аскетизма в его обычной форме. Нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное непричинение вреда окружающим (ахинса), проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности. В интеллектуальной сфере буддизма устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика так называемого созерцательного размышления (медитации), результатом которого является переживание целостности бытия (неразличения внутреннего и внешнего), полная самоуглубленность. В основе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание бытия своеобразного психологического процесса, в который оказывается вовлеченным и мир. Результатом этого является отсутствие в буддизме противоположности субъекта и объекта, духа и материи, смешение индивидуального и космического, психологического и онтологического и одновременно подчеркивание особых потенциальных сил, таящихся в целостности этого духовно-материального бытия. Творческим началом, конечной причиной бытия оказывается психическая активность человека, определяющая как образование мироздания, так и его распад: это волевое решение "Я", понимаемого как некая духовно-телесная целостность. Из неабсолютного значения для буддизма всего существующего безотносительно к субъекту, из отсутствия созидательных стремлений у личности в буддизме следует вывод, с одной стороны, о том, что бог как высшее существо имманентен человеку и миру, с другой - что в буддизме нет надобности в боге как творце и спасителе, то есть вообще как безусловно верховном существе, трансцендентном этой общности. Из этого вытекает также отсутствие в буддизме дуализма божественного и небожественного, бога и мира. Символ буддизма — Дхармачакра или колесо закона. Центр колеса, ступица, символизирует светящуюся точку сознания, излучающую душевный свет. В ее проекции легко угадывается символ «инь-янь» — единство женского и мужского начала, восемь спиц символизируют суть буддийского учения, заключающуюся в следовании восьми принципам: правильная вера, ценности, речь, поведение, достижение средств к жизни, стремления, оценка своих действий и восприятие мира органами чувств и правильная медитация (концентрация внимания на внутреннем состоянии сознания).
ИНДУИЗМ Как религиозный феномен индуизм отличается необычайной сложностью и противоречивостью, если не сказать больше: многим он кажется запутанным, хаотичным и трудно постижимым. До сих пор нет даже удовлетворительного определения понятия "индуизм" и четкого объяснения, что же относить к нему, каково содержание и границы этого понятия. Эти трудности объяснимы: за несколько тысячелетий своей истории индуизм сложился как всеобъемлющий синтез социальной организации, религиозно-философской доктрины, теологических воззрений и систем психофизиологических тренингов. Он пронизывает все сферы жизни своего приверженца: мировоззренческую, социальную, поведенческую, юридически-правовую и т.д., вплоть до глубоко интимных сфер. В этом смысле он является не только и не столько религией, сколько образом жизни и целостным поведенческим стандартом, ориентированным на разные социальные статусы и возрастные стадии. Сложнейшая религиозная система индуизма гибко сочетает в себе самые, казалось бы, противоположные крайности и умело приспосабливается к самым разнообразным общественным и политическим условиям, сохраняя необычайную пестроту, яркость и жизнестойкость. Умея соединять несоединимое и облекаться в причудливые формы, индуизм обладает удивительной способностью постоянно порождать новые школы и течения. Вся эта необозримая пестрота существует в единых общих рамках, что и позволяет говорить об индуизме как о самостоятельной и цельной религиозной системе с едиными мировоззренческими установками. При всей кажущейся аморфности, индуизм всегда оставался исключительно стабильным. Прежде всего, индуизм - это конгломерат самых разнообразных идей, течений, направлений и школ, которые сосуществуют в пределах некоего целостного образования и радикально не противоречат его базовым установкам. В индуизме нет и не может быть еретических форм ( в привычном нам христианском смысле), противостоящих истинной ортодоксальной вере. Каждая форма и каждый культ обладает в глазах адепта известной этической ценностью. В отличие от догматических "религий писания"(христианство и ислам), индуизм - религия по преимуществу мифологическая. Именно мифология составляет его незыблемый фундамент, пронизывает всю историю его существования и сохраняет живые традиции мифотворчества вплоть до наших дней. Множественность форм, в которых проявляется индуизм, видна прежде всего в духовных дифференциациях: каждый индуист может освободиться от уз земного бытия - сансары, и достичь конечного освобождения - мокши, выбрав ту дорогу, которая ему ближе: философ может выбрать "путь знания", а человек действия выберет "путь деяний". Есть и третий путь - путь всепоглощающей любви к богу. Политеистический характер индуизма демонстрируется не только многообразием культов, объектов почитания и необозримым обилием мифо-ритуальных комплексов, но и совершенно особым отношением индуизма к другим культам. При соприкосновении с ними он, подобно магниту, обычно втягивал их в свое поле в той или иной форме, приспосабливал к своим нуждам иные мифо-ритуальные установки и тем самым обеспечил себе прочное и долговечное существование, выдержав конкуренцию с буддизмом и другими религиями, существовавшими на индийском субконтиненте. Символом индуизма является квинтэссенция слова «Ом» или «Аум» — универсальное имя Бога, три буквенных знака которого олицетворяют трех главных богов и сферу их действия — Создание, Поддержание и Разрушение, а также отождествляют три состояния сознания — пробуждение, медитационное погружение и глубокий сон.
ЗОРОАСТРИЗМ Основы зороастризма изложены в древнейшей священной книге - "Авесте". В зороастризме отчетливо проявляется идея о Едином Боге и противопоставляются два вечных начала - добро и зло, борьба между которыми составляет основу мирового развития. Идеи зороастризма отражают особенности национальной психологии древних персов и рационалистический характер их мышления. Основные положения зороастризма можно свести к следующему: вера в верховного, или единого бога Ахурамазду (позже Ормузда); учение о существовании в мире двух извечных начал - добра и зла; практический характер благочестия, целью которого является уничтожение зла в этом мире; этическое содержание обрядов и отказ от практики жертвоприношений; учение об особой роли государства и священном характере верховной власти. Центральное место в культе зороастризма занимает огонь, который считается воплощением божественной справедливости – арты. Священными объектами в зороастризме считаются также вода и земля. Поэтому и древние персы, и современные последователи зороастризма самым строжайшим образом следят за состоянием своих водоемов и земельных участков. Важное значение в традиции зороастризма имеют и обряды очищения человека. Но главным считается очищение души. Большое значение для очищения имеет также благотворительность и помощь бедным. Смертными грехами в зороастризме считаются: воровство, грабеж, создание преград для продвижения скота и обман, а добродетелями - правда, справедливость, верность, чистота, трудолюбие, миролюбие, смирение и сострадание. Смерть человека, имеющего бессмертную душу, как таковая не страшна, страшно лишь зло, совершаемое им при жизни. Обязанностью человека по отношению к доброму началу, как и средством его личного спасения, являются не столько обряды и молитвы, сколько образ жизни, предписанный зороастризмом. "Добрая мысль", "доброе слово" и "доброе дело" - вот главные орудия в борьбе со злом. Особое значение в зороастризме придается умножению материальных благ - от разведения скота до крупного предпринимательства, и произведению потомства, что умножает воинство доброго начала. Поэтому зороастризму всегда был чужд аскетизм.
ЯЗЫЧЕСТВО Язычество - магическая система формирования личности: тот, кто верит в это - у того она и работает (начиная от "дружбы с домовым"). Язычество - это мифологическое мировоззрение. Оно направлено на формирование особого типа мышления с целью самосовершенствования человека. Оно дает стройную и непротиворечивую картину мира и его создания, опираясь на знания тысяч поколений людей, с их опытом, мыслями и чаяниями. Это учение о гармонии человека с природой. Гармонии хотя бы уже в том, что язычнику вовсе не обязательно записываться заранее в какое-либо воинство, ему не нужен противник. Язычество - это традиция, это особый образ мышления, направленный на совершенствование человека и поднятие его до уровня бога. Язычество не есть нечто незыблемое и неподвижное, оно открыто для развития. Язычество - как и магия, как сама жизнь - есть вечное движение, изменение. Каждый язычник выстраивает и регулирует, развивает и совершенствует свое личное мировоззрение и мирочувствование в соответствии со своими представлениями об объективной и мифологической реальностями. Язычество - это практическая система. Многие из практикующих магию язычники знакомы с ее реальным действием и добиваются повседневно ощутимых результатов в творчестве посредством практического язычества. Языческая магия подошла к передовой и сугубо практичной области - информационной физике. Физики говорят - заряд или рекурсия, а язычники говорят - личность; физики говорят - прибор, а язычники говорят - маг или бог. Язычество, активно используя магию, подошло к передовой и сугубо практичной области - информационной физике. Язычество - не религия в том смысле этого слова, как у нас понимается, поскольку религия построена на системе догм, а язычество (скажем из современных - даосизм) оставляет за человеком свободу выбора. (Раб лишь тот, кто раб чужого выбора - это монотеистические и моноидеологические концепции. Тогда как в язычестве выбор можно менять на каждом шагу своего Пути - это и есть свобода воли). Язычество не для государства и не для общества. Язычество направлено на самосовершенствование каждого отдельного индивидуума. Язычество наиболее сильно своим магическо-мифологическим воззрением на Мир; это прекрасный Путь для совершенствования личности, достойная основа для созидания (как минимум) общины единомышленников. Современное язычество, будучи не религией, а скорее Философией, ни на каком уровне нигде и никому не навязывается, никого не "вразумляет", не "упрашивает" и не приглашает настойчиво в свое величественное Здание Мудрости. В язычество нельзя "посвятить" в принудительном порядке или сразу по рождению, к нему надо прийти только самостоятельно. Язычество считает, что Люди выделяются из Природы тем же, чем и боги - умением самостоятельно мыслить - без указаний жрецов и без помощи любых "святых книг" (даже языческих). В вопросе так называемого "привлечения граждан к вере Предков" современное язычество считает целесообразным следовать мудрой древней народной поговорке: "лучше меньше, да лучше". Если монорелигии склонны призывать граждан "не думать, а ВЕРИТЬ", то язычество, напротив, призывает "ДУМАТЬ, а не верить", согласно древней народной поговорке - БЛАЖЕН КТО ВЕРУЕТ, А СИЛЕН КТО ВЕДАЕТ. Язычество считает, что необходимо повышать грамотность граждан во всех областях жизни и учить их относиться осторожно к любой теории, претендующей "осчастливить всех". О гармонии язычника с обожествленной Природой • Гармония с обожествленной Природой - это не валяние на зеленой травке, конечно, хотя созерцание также есть непременная черта такого языческого обожествления; но не одним созерцанием жив язычник, а и действием также. АНТИ-ДОГМА-тичность язычества предполагает непрерывное развитие и совершенствование личности. • Гармония не есть Покой и не есть Стационароное состояние. Гармония - это Процесс постижения цикличности Природы и себя в ней во всех подробностях, начиная от тайны рождения и кончая таинством смерти, начиная от возрождения и оканчивая вновь умиранием. Путь постижения Гармонии - это Вектор, это Изменение, это Динамика (а не статика). • Подход язычника к Природе - это признание за ней всех прав живого существа. Это признание того, что она испытывает боль на всех уровнях и способна радоваться как человек. Также, верно и наоборот: поскольку человек есть производное и составляющее Природы, то он испытывает радость и боль подобно своей матери-природе. Язычество экологично, оно максимально отвечает требованиям экологической чистоты и гармонии в прекрасном "Мире Сем". • Подход язычника - это признание, что природа мудра, что перед и зад человека, как его верх и низ - равноценны. И верх и низ человека - от Природы, и от Субъекта в ней, именуемого Родом или Всеотцом. • Все в Природе возвращается на круги своя, однако язычник отрицает неизбежность. Судьба не предопределена, ее можно изменить. Судьбу можно предсказать, как направление, в котором следуешь, но фатальна она лишь у тех, кто слаб и подчинен этой фатальности. Еще точнее: Судьба существует для тех, кто в нее верит. Кто не верит - для того судьбы не существует. СВАСТИКА - Символ вечного круговорота Вселенной; она символизирует Высший Небесный Закон, которому подвластно все сущее. Этот Огненный знак люди применяли как Оберег, который охранял существующий Закон и Порядок. От незыблемости их зависела сама Жизнь.
ДАОСИЗМ Даосизм – древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существование окружающего мира и найти путь, по которому должен следовать человек, природа и космос. Основатели даосизма считается Лао Цзы (старый учитель) живший в VI – V вв. до нашей эры. Главный источник – философские трактаты «Даоцзин» и «Дэузин», совместно именуемое «Даодэзин». Основные понятия 1. Дао – имеет два значения; во первых: это путь, по которому в своем развитии должен идти человек и природа, универсальный, мировой закон, обеспечивающий существование мира; 1. во вторых – это субстанция от которой произошел весь мир, первоначально, которое представляло собой энергетически единую пустоту. 1. «Дэ» — благодать, исходящая свыше; энергия благодаря которой первоначально «Дао» преобразовалась в окружающий мир. Основные идеи философии Даосизма. Все в мире взаимосвязано, вещи, предметы, явления. Материя, из которой состоит весь мир – едина. Существует круговорот материи в природе «Все происходит из Земли и уходит в землю» Мировой порядок, законы природы, ход истории – незыблемы и независят от воли человека, следовательно главный принцип жизни человека – покой и недеяние (у-вэй). Особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами. Путь к счастью, познанию истины – это освобождение от желаний и страстей. Необходимо во всем уступать друг другу. Трудно отделаться от впечатления, что концепция Дао во многом, вплоть до второстепенных деталей, напоминает многократно зафиксированную в упанишадах индо-арийскую концепцию великого Брахмана, безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым было целью древнеиндийских философов, брахманов, отшельников и аскетов.
ВУДУ Вуду - одна из самых красочных и нетребовательных к своим последователям религий. Темное и светлое в ней не борются, а дополняют друг друга. Цель приверженца - достижение равновесия, гармонии между светом и тьмой. В вуду нет Страшного суда - для его адептов царство земное и царство небесное вечны. Достижение равновесия между светом и тьмой требует борьбы, исход которой определяется тем, насколько ты отважен в своих помыслах и поступках. Один из современных американских мастеров вуду заявил, что опасение, будто твоя собственная злоба вернется к тебе обратно, - это удел слабых и трусливых. Побеждает достойнейший, то есть сильнейший. Конечно, имеется в виду не физическая, а магическая сила. В вуду не принято взывать к верховному богу - Творцу. Считается, что он отвернулся от созданного им мира, да и вообще слишком велик, чтобы заниматься человеческими проблемами - на это есть покровители-духи. Каждая вещь на земле принадлежит тому или иному духу, и у каждого духа есть свой знак и талисман. Духи охотно принимают подарки, обеспечивая в знак признательности свое покровительство. Есть духи-советчики и духи-помощники. Люди общаются с ними посредством сновидений, транса и ритуальной одержимости. Но если дух захочет, то, повинуясь своему капризу, примется бить человека по самому чувствительному месту - по его страстям и привязанностям. Вудуистские духи по характеру похожи на греческих богов - то добры, то злы, то милостивы, то коварны, то глухи и немы, то назойливы и сварливы. Духи вуду обитают рядом с людьми. Им сооружают скромные алтари и святилища. Те, кто впадает в сакральное безумие, в транс, становятся с ними «одной плотью». В целом к духам вудуисты относятся примерно как к старшим братьям - авторитетным, могучим и милостивым, но, увы, порой подверженным дурному настроению, которое может сделать их суровыми и опасными.
ШАМАНИЗМ Шаманство представляет собой явление многогранное. Это и религия, и психотехники, и эзотерическая традиция отдельных народов. Непосредственно шаманские психотехники являются инструментом трансперсональной психотерапии. Шаманизм существует по разным источникам 20 000—200 000 лет. На протяжении тысячелетий эта религия (если шаманизм вообще можно считать религией) сохранялась почти неизменной. Современные шаманы Сибири, Южной и Северной Америк, Африки и Австралии обладают поразительным сходством ритуалов и миропонимания, как между собой, так и со своими предками — предшественниками. Причину можно искать в том, что человеку, непосредственно и глубоко погружённому в мир природы и стихий, свойственно похожим образом воспринимать этот мир, и потому, возникнув однажды, шаманизм возникал на разных континентах, повторяя основные изгибы концепции устройства мира. Шаманизм - это очень древнее и одновременно очень молодое явление. Древнее - потому что возникло в эпоху палеолита, предположительно, как следствие взаимодействия обыденного сознания человека с сознанием сновидящим, с одной стороны, и употребелением древними людьми психоактивных растений - с другой. Молодое, потому, что с момента зарождения и до сегодняшних дней шаманизм непрерывно меняется, качественно и колличественно, адаптируясь к новым временам и ландшафтам. Шаманизм сложился естественным, историческим путем, не имея основателя и его дальнейших последователей. На определенном этапе отражения мира в сознании людей образ мифической Вселенной стал настолько значимым и разработанным, что разработаться в нем могли лишь особо одаренные личности. Появилась потребность в посреднике между обществом и мифическим миром. Шаманизм - это не просто вера в духов. Шаманизм - это магическое учение о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с духами. Духи не часто открывают человеку свое присутствие и довольно редко стремятся проявить свои намерения. Значит, человек сам должен обращаться к ним. Но добиться постоянного и ярко выраженного контакта с духами могут лишь их избранниками - шаманы. шаман - это просто человек (мужчина или женщина), который по собственной воле может изменять состояние своего осознания для того, чтобы контактировать с другими измерениями бытия и/или путешествовать туда для получения знаний и силы. После того как его задача выполнена, шаман возвращается обратно в наш мир, "домой", чтобы использовать эту силу и знания, принося пользу самому себе или другим людям. Следы шаманистической традиции можно найти в различных частях света: от Австралии до Аляски, от Полинезийских островов до Сибири, от Африки до Тибета. В России шаманизм в настоящее время активно возрождается в тех регионах, где он является традиционным религиозным верованием. В некоторых республиках (Бурятия, Тыва, Саха) шаманские практики обрели статус официально признанной религии.
ВЫВОДЫ
Конечно, наш доклад – это лишь краткое описание проделанной работы. А тема очень обширная и разносторонняя. Во все времена и во всех странах эта тема будоражила лучшие умы человечества, заставляя искать ту крупицу истины, которая заставляет двигаться вперед, любить, творить и сострадать… Прочитав множество материалов, изучая себя изнутри, наблюдая за людьми и их жизнью в социуме, мы пришли к следующим выводам: 1. Заповеди любых религий – это матрица жизни на земле. Любые заповеди учат нас любви к Богу, а не к внешнему материальному, что впоследствии приводит к единению пяти элементов (огонь, земля, воздух, вода, человек), к единению микро и макрокосма. Соблюдая заповеди религий и воспринимая их с открытой душой, а не просто вера в Бога, а искренняя Любовь к Богу – путь единения пяти элементов, пробуждение Силы Духа. 2. В целом религии не противоречат друг другу, а скорее дополняют, являясь частями одного целого. 3. Есть предпосылки к объединению религий. Совершенно очевидно, что возникшие в течение нескольких тысячелетий религиозные учения, заканчивают свою функцию духовных импульсов, содействовавших развитию человечества в предыдущий период. На земле должно возникнуть новое духовное Учение, которое сможет содействовать объединению планетарного человечества. Новое духовное учение будет базироваться на предыдущих знаниях. Но, конечно, даст совершенно новые представления о законах Жизни, о духовном развитии человека, о его ответственности перед жизнью и перед своей судьбой. 4. В сознании современного человечества существует иллюзия, что религии возникали спонтанно, по воле разных богов, совершенно изолированно друг от друга. Конечно, это не так. Ничего случайного, хаотичного на планете не происходит. Развитие человечества - это процесс единый, целостный, управляемый. Все на земле управляется планетарной иерархией, все создается по ее замыслам, все религии были организованы в определенные сроки, соответствующие подготовленности населения того или иного региона планеты. 5. Прошли тысячелетия, человечество забыло учения, данные ему для объединения, для понимания единства земной жизни с другими планами бытия. Учения переродились в церковные догмы. Сейчас человечество разделено на многочисленные церковные системы, приучено ненавидеть инаковерующих, преклоняться перед жрецами и культовыми сооружениями. Но утратило знание о святости жизни. Заповеди, данные Иерархией человечеству забыты, не соблюдаются, а первичными и наиболее важными стали церковные ритуалы. 6. Во всех абсолютно религиях, существующих сейчас на Земле, ритуалы и церемонии заменили дух учения, переданных человечеству. Духовная суть всех религиозных учений возникших на Земле одна и та же - это представление о единстве жизни, о ценности жизни каждого живого существа, о необходимости нравственного поведения человека здесь на Земле и о наказание за его безнравственное поведение. Все религиозные учения говорят об этом. 7. Попытки ускорить развитие человечества выливались в разные формы в зависимости от условий жизни народа, от уровня его культуры, от уровня массового сознания, т.е. от возможности воспринять то или иное учение. Общие эти попытки можно назвать одним термином - насаждение религий. Именно потому, что одна и та же идея внедряется в народы, существующие с разной культурой, идея облекается в разные формы. 8. Цель каждой религиозной идеи - осуществить духовную эволюцию последователей. Для того чтоб религиозная идея была принята, для того чтоб возникли последователи, прежде всего, необходима персона Учителя, обладающего высокой мистической и магической властью. Необходимо, чтоб среда была подготовлена для восприятия новой для нее идеи. Каждый основатель религии приносил совершенно новые взгляды, новые идеи, почти всегда противоречащие тем, которые были приняты в данной среде. Необходим хороший состав учеников, последователей, тех, которые первыми сгруппируются вокруг Учителя. Вокруг каждой религиозной идеи через какой-то промежуток времени возникает церковная структура, которая будет тем могущественнее и тем жизненнее, чем больше будет у нее последователей, живущих на Земле. 9. Со временем неизбежно происходит трансформация - первичное религиозное учение, содержащее эзотерическое знание о законах жизни, о сути смерти, новые идеи о Боге, объясняющее необходимость нравственного поведения человека вследствие непреложных законов бытия, перерождается в церковную догму. Догма отличается от Учения тем, что в ней совершенно устраняются или значительно искажаются основные вопросы знания, принесенного Реформатором. Личность создателя Учения обожествляется, возникают мифы, связанные с его биографией и комплекс церемоний и ритуалов, соответствующий религиозной мифологии. Цель ритуалов_ - магическим образом воздействовать на последователей. 10. Ритуалы должны эмоционально привлекать. Чем более ритуал привлекает последователей, тем дольше существует данная религиозная система. Одна и та же религиозная догма может порождать в разных странах различные культы. Так, христианская догма породила несколько культов с разными церемониями, разными культовыми формами. Разные церемонии в православии, католицизме и протестантизме. Но догма одна и та же. 11. Ритуалы и церемонии создаются крайне медленно, затем становятся каноническими и потом не меняются. Религии неизбежно вырождаются, так как культ, церемониальная часть заменяет идею. Само первичное Учение довольно быстро умирает или принижается культовой частью религии. В каждой религии со временем становится более важным формальный комплекс церемоний. Чем более пышная, более красочная церемония, тем менее сути остается в догме. Как правило, погоня за красотой, за пышностью церемонии убивает суть религии. 12. Считаем, что современный мыслящий человек должен перестать быть зависимым от любой религиозной догмы, от любого ритуала. Целью религии, должно стать развитие сознания, развитие индивидуального самостоятельного мышления. Индивидуальное мышление проявляется в том, что человек становится независимым от шаблонов, от вер, мнений и приверженностей, слепо принятых окружающей средой, стать внутренне свободным от всех принятых и навязанных вам утверждений. Духовное развитие не возможно без развития внутренней свободы. Необходимо научиться понимать истинную суть каждого религиозного учения, уметь дать объективную оценку, хорошо понимать истинную цель возникновения той или иной религии и знать исторический процесс развития каждого учения. Желаем на пути развития сознания - найти истинную дорогу!