Противоположность любви.
По мнению Мелани Кляйн, зависть противоположна любовным отношениям. В своей книге «Зависть и благодарность» она отмечает, что «Завистливому человеку плохо при виде удовольствия. Ему хорошо только при страданиях других. Поэтому все попытки удовлетворить зависть тщетны».
Жак Лакан подчёркивает, что нельзя путать зависть и ревность. Завидуя, мы вовсе не стремимся получить тот или иной объект, как правило, мы вообще не нуждаемся в том, в чём завидуем другому человеку, поскольку счастье другого вообще не скроено по нашему плечу.
http://nperov.ru/soznanie/kak-izbavitsya-ot-zavisti/
Ещё одно мнение.
Пути проявления зависти
Энергетический. Человек теряет свою энергию, становится безынициативным и зависимым. Объект Зависти, напротив, получает ее. Блокируется чакра ЛАНА, которая отвечает за Формы, как следствие – изменения в человеческом теле и взаимоотношениях с людьми. Главное, что тревожит человека, его запросы. Он перестает владеть собой, становится исполнителем чужой жизненной программы, уничтожается индивидуальность.
Эмоциональный. Человек страстно желает чего-то, без приложения каких-либо усилий. Но, к сожалению, это невозможно. Когда субъект зависти начинает понимать это, то становится подвержен различным состояниям. Они могут быть направлены на объект зависти и против себя: коварство, лицемерие, упрёки, обида; или выражаться агрессией: мазохизм, желание пожалеть самого себя. Следствие всего этого – упадок сил, уменьшение шансов достичь желаемого.
Психический. Выражается в снижение творческого потенциала, отсутствием чувства радости из-за соперничества, ощущении себя неполноценным, зависимым, нежелании прикладывать усилий для достижения целей.
Физический: ощущение тягости в районе солнечного сплетения, удушья, трудности с дыханием, ухудшение зрения и слуха, изменение мироощущения, болезни печени, поджелудочной железы, поясницы.
Почему появляется зависть?
Человек не принимает себя, свою Судьбу, отрицает Божественное предназначение, ориентирован на потребительские отношения, ленив, имеет заниженную самооценку, не желает и не умеет учится.
Как выявить?
Нужно уметь отличать то, чего личность на самом деле жалеет и ее эгоистические запросы.
Зависть и радость за достижение других – не одно и тоже. Если при чужом успехе Вы чувствуете желание иметь точно такое же, сделать это так же, уметь делать это так же не хуже и отсутствие всего этого у себя вызывает только негативнее реакции – будьте осторожны, это Зависть.
Гораздо лучше уметь радоваться удаче и успехе других, стремиться достичь такого путем упорного труда и учения.
Как вылечить Зависть?
Зависть – сестра Эгоизма. Поселившись в человеке, она заполняет собой его энергетические структуры, отношения к людям. Ее можно сравнить с реакцией закипания. Если это происходит, нужно научиться владеть собой.
Как это сделать?
- Включите сознание, в Вашем теле появилась Зависть. Так Вы перенесете внимание в Сердечный центр, попробуете понаблюдать за собой «со стороны». Если это удалось – Вы уже смогли на 50% победить зависть.
- Когда «кипение» достигает своего апогея, Вы уже готовы выплеснуть свои эмоции, сделать какой-то поступок, что бы приблизить себя к объекту Зависти – остановитесь, сделайте усилие и не делайте этого.
После таких шагов нужно постараться направить энергию стресса на возобновление утраченных жизненных сил.
Внушайте себе, что энергия Зависти сейчас трансформируется. Наблюдайте за своими ощущениями. Негативное чувство перекипит, на смену ему придет Пустота (благодаря тому, что энергия не утрачена), вскоре Вами овладеет эмоциональная Мягкость и Чистота.
Научитесь властвовать собой, и Ваша жизненная энергия увеличится, Вы сможете понимать причины возникновения Зависти и контролировать этот процесс.
Едем дальше.
Психологически можно выделить такие формы зависти как:
Черная зависть — это желание или уничтожить объект зависти или сделать ему так же плохо, как завистнику. Одна из причин такого типа зависти «каузальное заблуждение» (Schoeck, 1969), т. е. восприятие человека, имеющего превосходство, как причины собственных неудач и униженного положения. Человек полностью снимает с себя ответственность за то, что происходит в его жизни. Его жизнь начинает подчиняться принципу «Нам ничего не надо, лишь бы у других ничего не было».
В этом контексте нужно так же вспомнить о феномене «порчи» и «дурного глаза». Если отвлечься от эзотерических учений, то наблюдается следующий механизм: человеку завидуют, он, естественно ощущает отношение к себе, в общении создается напряжение, которое требует больших затрат психической энергии. В результате в конце дня человек чувствует психическую усталость, называемую «порчей». Но следует отметить, что черная зависть непродуктивна и влияет на завистника: он страдает от зависти больше, чем ущерб, наносимый человеку, которому завидуют. По проведенным исследованиям, чувство зависти имеет и соматические симптомы. У человека, которого гложет чувство зависти, могут возникать физиологические симптомы: Петер Куттер (1998) отмечает, что человек бледнеет от зависти, поскольку сжимаются кровеносные сосуды и повышается артериальное давление, или желтеет от зависти, поскольку кровь насыщается желчью. Кроме того, такие люди мнительны, и живут в постоянном ожидании чужого провала, вместо того, чтобы создавать свой успех.
Белая зависть — несет некую пользу и для того, кто завидует и для общества в целом. Объект белой зависти становится неким эталоном и предметом восхищения. Завистник в таком случае, это человек, которого восхищают способности, качества или достижения другого человека. Такой завистник будет стремиться всячески подражать своему кумиру и надеяться, что когда-нибудь он станет таким же.
Черной зависть станет или белой, зависит от все тех же механизмов сравнения и структуры «Я-концепции».
Если речь идет о начинающем свое дело человеке, который полон надежд, он вполне может с восхищением смотреть на владельца крупной корпорации, мечтая, что в свое время он займет это место.
Если же в таком положении оказываются два бизнесмена, которые в свое время вместе учились, а затем каждый пошел своей дорогой, которая одного привела к богатству, а другому повезло меньше, тут речь неизменно будет идти о черной зависти. Это станет защитным механизмом — ведь кроме собственных способностей и судьбы винить больше некого, а признать это губительно для самооценки. И тогда агрессия и унижение конкурента хотя бы в собственных глазах, становится единственной защитой психики.
Так же выделяют:
Незлобная зависть — человек хочет иметь то же, что и объект зависти, и стремиться к этому, не испытывая враждебных чувств.
Злобная зависть — человек стремится не столько получить то же, а лишить объект зависти его превосходства. Такая зависть появляется вследствие чувства собственной неспособности достичь того же уровня.
Депрессивная зависть — так же возникает от чувства униженного положения, но для нее характерно чувство несправедливости, обделенности и обреченности.
Г.Ф. де ла Мора, исследуя феномен зависти в разные исторические эпохи, выделяет два типа зависти:
Личная зависть — скорее испытывается втайне и скрывается, считается постыдной. Это либо открытая агрессия к объекту зависти, либо другие формы неприятия этого человека.
Общественная зависть — для нее более характерно создание и использование стереотипов («Деньги портят характер», «В тесноте, да не в обиде» и т.п.). Это вечные стереотипы «Завистники умрут, но зависть никогда», так как они передаются и распространяются в обществе, как часть мировоззрения. С помощью этих стереотипов можно и продемонстрировав зависть, обвинить человека в наличии объекта зависти.
По мнению Г.Ф. де ла Мора, общественная предрасположенность к зависти направлена против индивидуальных особенностей личности. Этой теорией, можно объяснить агрессию к нестандартно мыслящим людям. Бывает, что группа выталкивает талантливого человека из-за неосознаваемой зависти к его качествам.
Данная теория имеет свои ограничения, так как не следует забывать, что обвинение в зависти весьма манипулятивно. Человек, просто высказывающий свое мнение, отличное от чужого, рискует получить обвинение в зависти, и тогда ему предстоит выбор: или отстаивать свою мысль, или поддаться моральным принципам и отступить, дабы показать отсутствие зависти. Эта манипуляция возможна только благодаря моральному аспекту зависти и стереотипам общества по отношению к зависти.
Таким образом, можно сказать, что зависть, это чувства неудовлетворенности собой, которое в значительной степени подпитывают общественные стереотипы о «греховности» зависти.
Чувство зависти может присутствовать во всех сферах жизни.
Роберт Плутчик рассматривает эмоциональное переживание и механизмы зависти как естественные переживания и выделяет три критерия:
Во-первых, они важны для выживания, как стимул развития и новых достижений (присутствуют даже у животных).
Во-вторых, распознаются без интроспекции.
В-третьих, заметны по всему поведению речи, действиям и т.д.
Если рассмотреть стадии жизни человека, то станет заметно, что чувство зависти присутствует в той или иной степени в поведении любого человека.
За первое проявление чувства зависти человек всегда обязан своим родителям, так как родители, желая добра и в целях воспитания, всегда так или иначе ставят в пример своему любимому ребенку другого, более аккуратного и способного. Такой пример может касаться чего угодно и присутствует в жизни ребенка с ранних лет — в психике возникает закономерная реакция агрессии к тому, с кем сравнивают: «чем я хуже», «они меня не любят, потому что я не такой\такая как он…». В дальнейшем, с возрастом, такое постоянное сравнение собственной самодостаточности и чужих побед может интернализоваться, и человек превращается в завистника, хотя, на самом деле, он просто сравнивает себя с другим и чувствует собственную несостоятельность.
В мире бесконечного потока информации постоянно появляется множество поводов завидовать, а еще больше поводов страдать от явного несоответствия эталону (объекту зависти). Множество передач о жизни звезд заставляют людей среднего достатка завидовать им, так как они осознают, что достичь тех же благ не смогут. Таким образом, зависть возникает еще и вследствие честолюбия более успешных людей, которые, объявляя о своей успешности, еще раз самоутверждаются за счет тех, кто ими восхищается.
Еще один аспект иллюзии и магии цивилизации — мода и внешность, то, что существует на глянце есть только там, но подростки и не только, как правило, испытывают зависть, смешанную с восхищением по отношению к моделям, у которых, как кажется, есть все.
Зависть всегда основана на идентификации: завидуют тем, на кого хотят быть похожими, даже если это миф и недостижим.
В 1999 году был напечатан ряд статей о влиянии идеального образа куклы Барби на психику девочек. Девочки идентифицируют себя с Барби и мечтают соответствовать ей. С возрастом оказывается, что параметры Барби нереальны: девушка явно не соответствует ее требованиям внешне и поклонники не засыпают ее цветами, как того ожидалось, все как-то не случается само собой.
Сам образ, философия жизни Барби, оказываются настолько несовместимы с реальной жизнью, что эта пропасть между иллюзией и реальностью может быть причиной множества депрессий. Все это буквально рушит представление девушки о мире и о ее месте в нем. Ей начинает казаться, что это у нее так случилось, а у других все иначе, — тогда на смену Барби приходят глянцевые журналы с идеальными моделями, их отретушированные тела и звездная жизнь.
По сути, зависть — глубокое чувство разочарования в своих достижениях, чувство несостоятельности, несовершенства в силу общеизвестного стереотипа о том, что зависть — нечто постыдное, на задетую самооценку наслаивается и чувство вины за присутствие этого чувства зависти.
Зависть — некий обман, желание быть счастливым переносится на предмет или образец, который есть у другого, таким образом, образуется зависимость от образца, как символа достаточности. Таким образом, круг замыкается: подавление неудовлетворенности влечет за собой агрессию, затем возникают зависть и чувство вины, накладываемые установкой «Сверх-Я» — так человек перестает чувствовать собственную жизнь и только кипит в котле собственных страстей, не зря говорят, что зависть разрушает изнутри.
Цикл семейных отношений часто сопряжен с природной завистью: с появлением ребенка в семье, когда мать — целый мир для ребенка, мужчина завидует ей и их отношениям с ребенком, тесной связи и может чувствовать себя отвергнутым. С возрастом внимание ребенка переключается на отца, как символа активности, деятельности, связи с внешним миром — и уже мать завидует той форме отношений, которую не может построить с ребенком. Позже уже оба родителя завидуют компании, которая становится смыслом жизни их ребенка в подростковом возрасте. Затем цикл повторяется, но уже тот ребенок становится на место родителя. Это переживание свойственно всем людям, но большинство боится себе в этом признаться.
Есть категория людей, которые, имея многое, все же завидуют другим, — это не желание обладать чем-то конкретно, а скорее чувство собственной неполноценности, завистник ищет преимущества, которого ему не хватает в ком угодно и в чем угодно, лишь бы заполнить внутреннюю пустоту и неудовлетворение собой. Такой человек завидует тем чувствам, качествам, которыми обладает тот, кому завидуют. Этот феномен объясняется результатами исследования С. Фрэнкель и И. Шерик.
Результаты проведенного исследования С. Фрэнкель и И. Шерик говорят, что первый глубинный психологический аспект зависти в том, что хотят получить не столько благо, которое недоступно, а ощущение от него. В проведенном эксперименте было выявлено, что ребенок испытывает зависть к игрушке только тогда, когда ею заинтересовывается его сосед. Ему хочется получить от нее такое же удовольствие (хотя сначала она не была ему интересна).
Авторы выделили следующие условия возникновения чувства зависти:
- Должна существовать способность противопоставления «Я» и объекта (для либидо-агрессивного замещения объекта зависти);
- Должно существовать представление о собственности;
- Должна существовать способность представлять себе и предвидеть желаемое конечное состояние.
Этот эксперимент в свою очередь подтверждает и дополняет теорию равновесия Ф. Хайдера, который считает, что человек может завидовать из-за вещи, принадлежащей другому, хотя прежде он сам никогда не испытывал потребности в ней и даже не думал о ней — то есть, можно желать чего-то только потому, что оно есть у другого. Ф. Хайдер предположил, что существует так называемый мотив, желание одинаковой судьбы и равных результатов.
Таким образом, зависть — это реакция на неравенство, желание справедливости только по отношению к себе. Интересно, что этот мотив срабатывает только в контексте одинаково хорошей, благополучной судьбы, что подтверждает природный эгоизм человека.
Бороться с завистью бесполезно, так как зависть всегда маскируется под другие чувства: агрессия, раздражение, подавленность.
Способами избавления от зависти могут стать:
- Активные способы — такие как самосовершенствование, поиск новых, собственных целей и возможностей их реализации;
- Пассивные способы — у людей, которым не хватает сил справится с конкуренцией, наступает депрессия, апатия.
Более продуктивным, хотя и пассивным способом избавление от зависти является рефлексия, поиск ответов на вопросы, почему именно этот предмет нужен и что он принесет для счастья, чьи это цели и что они значат конкретно для завидующего: «Мы чаще огорчаемся, по поводу того, чего у нас нет, чем радуемся тому, что у нас есть».
Тема очень сложная и противоречивая. Чем больше копаешь, тем дальше дно.
Мой вывод и моё мнение на данном этапе жизни.
Удары зависти очень сильны. Раскачивают маятник на раз два.
1. На физике ощущение удара, давления, жжения на уровне груди со спины. Тошнота.
2. Почувствовали, уходим из этого места, бороться бесполезно.
3. Восстановились, проанализировали, поняли кто это. Убрали без жалости этого человека из круга своего Доверия.
4. Благодарим Высшие силы за урок.
5. Мы настолько свободны, что зависти со стороны окружающих для нас просто нет. Наблюдаем за этой игрой со стороны и не принимаем в ней участия. Просто наблюдаем. Прикольно)). Сами не завидуем и повода не даём.